Пн-Сб: 10.00–20.00 Вс: выходной
Местное время: : Мы открыты Мы закрыты
Пн-Сб: 10.00–20.00 Вс: выходной
Местное время: : Мы открыты Мы закрыты
Статья опубликована: 08.08.2025
Время прочтения: 8 мин.
Просмотров: 188
Автор:
Юдин Алексей Владимирович, основатель Adventure Guide
На берегу Каспийского моря, среди горячих дагестанских песков и на соленом прибрежном ветру, покоится экраноплан «Лунь» – машина, которую одни называют инженерным чудом, другие – призраком несостоявшегося будущего. Он был построен в эпоху, когда Советский Союз искал технологическое превосходство в небе, на суше и прямо над водой. «Лунь» – это реально существовавший боевой аппарат, который был способен перемещаться над морем с реактивной скоростью, не отрываясь от поверхности более чем на пару метров.
Сегодня увидеть экраноплан «Лунь» можно не на чертежах и архивных кадрах – он существует в реальности. С 2020 года он стоит на берегу Каспийского моря недалеко от города Дербента в Дагестане. Это участок у водной линии, предназначенный для будущего патриотического парка «Россия – моя история».
Местные жители уже прозвали объект крылатым пришельцем, а туристы – каспийским монстром. Гигантское «тело» с крыльями, ракетными установками и остекленной кабиной напоминает то ли космический челнок, то ли морского ящера.
На первый взгляд «Лунь» кажется просто необычным самолетом. Но это совсем другой класс техники – экраноплан, летающий на высоте всего 1–5 метров над поверхностью воды за счет так называемого экранного эффекта. Воздушная подушка между корпусом и водой создает подъемную силу, позволяя развивать впечатляющую скорость с меньшими затратами топлива по сравнению с обычным самолетом.
Основные характеристики:
▸Крейсерская скорость – 500 км/ч. Это сравнимо с реактивным пассажирским лайнером.
▸Практическая дальность полета – до 2000 км без дозаправки.Габариты и прочие показатели:
▸длина корпуса – 73,8 метра;
▸размах крыльев – 44 метра;«Лунь» создавался как ракетный ударный экраноплан. Он оснащался пусковыми установками для противокорабельных ракет, был способен молниеносно атаковать с моря, не входя в зону действия большинства ПВО. Благодаря низкой высоте полета его было крайне трудно обнаружить на радаре. Это был боевой корабль, летящий над водой со скоростью самолета, – идея, которую современные инженеры снова поднимают спустя десятилетия.
История экраноплана отражает одну из самых амбициозных попыток Советского Союза изменить принципы ведения морской войны, выйти за пределы традиционного флота и авиации, создать новое стратегическое оружие, которого не было ни у кого в мире.
Основоположником идеи экранопланов в СССР был Ростислав Евгеньевич Алексеев – легендарный инженер и новатор, создатель судов на подводных крыльях и один из тех, кто верил в экранный эффект как двигатель будущего. В 1960-х он предложил концепцию машин, которые могли бы передвигаться над водой на воздушной подушке со скоростью самолета, но иметь грузоподъемность корабля.
В рамках этого направления сначала был построен экспериментальный гигант КМ – корабль-макет, прозванный на Западе каспийским монстром. В американской разведке считали его чем-то средним между крылатой ракетой и космическим челноком. За КМ последовал «Орленок» – десантный экраноплан, который прошел испытания и даже использовался в учебных операциях. Но все эти модели были подготовкой к главному – ударному экраноплану «Лунь», разработанному для нужд ВМФ СССР.
В условиях Холодной войны, когда страны соревновались в скорости, вооружениях и оригинальности решений, «Лунь» должен был стать молниеносным носителем ракет, способным «подкрадываться» к авианосной группе или береговым целям со скоростью 500 км/ч. Главные преимущества «Луня» – невидимость для радаров и невозможность перехвата. Он не входил в воздушное пространство (летал слишком низко), но и не был кораблем в классическом понимании. Это создавало тактический белый шум для любой системы обороны.
Работы по его созданию шли в условиях строжайшей секретности. Машину собирали в Нижнем Новгороде (Горьком), а испытания проводились на Каспийской военно-морской базе.
Первый и единственный образец «Луня» вышел на воду в конце 1980-х годов. Испытания прошли успешно: аппарат показал отличные результаты на скорости, маневренность и мореходность. Он мог стартовать даже при волнах до 5–6 баллов, что делало его практически универсальным.
Однако, несмотря на успехи, проект застопорился. Причины:
▸развал Советского Союза;
▸снижение военных расходов;В результате второй экземпляр так и не был достроен, а единственный построенный «Лунь» был законсервирован и оставлен на хранение.
В 2020 году экраноплан был выведен из воды и транспортирован на побережье в районе Дербента. Операция заняла несколько недель и потребовала специальной техники, поскольку сухопутная транспортировка такого объекта – сложнейшая инженерная задача.
С тех пор «Лунь» стоит на берегу, вызывая восхищение и у тех, кто помнит его историю, и у только начинающих в нее вглядываться.
История экраноплана «Лунь» насыщена техническими парадоксами, недооцененными решениями и почти фантастическими возможностями. Даже спустя десятилетия он остается объектом восхищения и споров о том, мог бы ли он изменить военно-морскую стратегию.
Представим несколько ключевых фактов, которые раскрывают масштаб и уникальность проекта.
1. «Лунь» стал первым и единственным боевым экранопланом с полноценным вооружением – это летающий ракетный катер, опередивший свое время.
2. Его скорость – 500 км/ч – в 10 раз превышала показатели большинства надводных боевых кораблей.
3. При длине почти 74 метра и полезной нагрузке в 137 тонн экраноплан напоминал крупный боевой корабль. Но ни один эсминец не мог преодолеть 2000 км на скорости пассажирского лайнера, да еще и на такой малой высоте.
4. В некоторых документах Минобороны СССР упоминались альтернативные варианты вооружения, подразумевающие установку модифицированных противокорабельных ракет с ядерной боевой частью.
5. Несмотря на внешнюю монументальность, «Лунь» был рассчитан всего на 10 человек экипажа, включая командира, штурмана, оператора вооружения и инженеров. Внутреннее пространство напоминало скорее кабину бомбардировщика, чем судно – все компактно, функционально и подчинено боевой задаче.
Несмотря на техническое превосходство, проект оказался слишком дорогим и нестандартным. Для него не было логистики, базы, инфраструктуры и боевой доктрины. Сегодня военные инженеры снова обращаются к концепции экранопланов как к перспективной платформе для логистики, обороны и беспилотных решений.
Экраноплан «Лунь» – не музейный экспонат под стеклом, а реальный металлический гигант, стоящий на побережье в Дагестане. И попасть к нему вполне возможно – нужно лишь спланировать маршрут.
Самый простой путь – авиаперелет из Москвы до Махачкалы (время в пути ~2,5 часа). Из аэропорта можно доехать до Дербента на такси или автобусе – расстояние около 130 км, в пути ~2 часа.
Доступны поезда из Москвы до Дербента – в дороге вы проведете ~2 суток. Это хороший вариант, если вы планируете неспешное путешествие с пересадками и остановками.
Из Махачкалы можно доехать до Дербента на автобусе, маршрутке или поезде (1,5–2 часа), после этого пересесть на такси или двигаться пешком от центра города вдоль побережья.
Экраноплан находится на открытом участке прибрежной зоны недалеко от Дербента, рядом с проектируемым военно-патриотическим парком.
Примерные координаты: 42.066 N, 48.293 E. От центра Дербента до точки – около 15–20 минут на такси. Можно дойти и пешком, наслаждаясь приятной прогулкой вдоль Каспия.
В 2025 году доступ к экраноплану открыт, но в будущем территория может стать частью охраняемого музейного комплекса. Уточняйте детали перед поездкой.
Автор:
Юдин Алексей Владимирович основатель Adventure Guide
Подпишитесь и узнавайте о новинках первыми.
Гамсутль – история и легенды аула в Дагестане, что посмотреть и как добраться.
Гамсутль – аул-призрак в Дагестане
Бархан Сарыкум. Когда лучше ехать, как добраться на машине, что еще посетить в окрестностях? Советы путешественникам от Adventure Guide
Бархан Сарыкум: яркие контрасты в пустыне Дагестана
В Дагестан едут, чтобы увидеть горы и Каспийское море, погрузиться в культуру народов и вкусно поесть. Всё больше набирают популярность гастрономич...
Вкус Дагестана: обзор самых ярких блюд дагестанской кухни
Простой тур, не требующий специальной физической подготовки. Доступен всем желающим с учетом возрастных ограничений, которые могут варьироваться в зависимости от программы. Для более комфортного отдыха вам может потребоваться приобрести некоторые элементы одежды и снаряжения.
Для участия в таком туре необходим опыт прохождения более простых путешествий.
Тур имеет не всем очевидные особенности, которые важно знать, чтобы получить удовольствие от поездки. Нам хочется быть уверенными, что вы их знаете или обратить на них ваше внимание.
Комментарий отправлен успешно